Попробуем окунуться в мир истории и разобраться, что такое барды и откуда они появилось. Значение слова бард берет свои корни от кельтского «bardos» и при этом включает немало важное праиндоевропейское «gwerh» — нести слово, провозглашать, петь. Точного определения «что такое бард» нет, оно варьируется в зависимости от места, культуры, эпохи и ценностей той или иной страны. В становлении египетского искусства, барды заложили камень, в библии очень много говорится о бардах и их притчах. Вся литература написанная на санскрите, переполнена религиозными и светскими сказаниями бардов, на которые делают ссылку ведическая литература и упанишады. В Буддизме, священная книга Типитака так же изобилует притчами, а Даосизм тем самым укрепляет свою веру, каноны и убеждения. Вместе с другими бардами, Лао Дзы и Конфуций внесли свой вклад в писание Чанг Дзе. В Индии бардов называли Брахманами, а в хасидско-иудаистских традициях и религиозных утверждениях основой являлись только притчи.

DruidВернемся к древним кельтам и основоположникам этого искуства, к примеру, у них считалось правильным относить бардов к друидам, которые в свою очередь имели закрепленный за собой статус целителей, историков и поэтов. Этих людей почитали, за их трудную профессию, в которой не достаточно было иметь только слух и голос. Они занимались метафизическими, психологическими и физическими явлениями и их аспектами. Зачастую вели бродячий образ жизни, барды могли быть кем угодно, метеорологами, шаманами, ясновидящими, предсказателями и др. Песня держалась крепко за руку с волшебством и тайной. Один (герой норвежского эпоса) был магом, а странствующие менестрели Греции могли предсказать судьбу любого человека. Главной ошибкой становится то, что некоторые из современных бардов используют прием мистификации как аллегории, дабы произвести впечатление на слушателя с помощью завесы тайн. Тем самым это приводит к огромнейшей ошибке, выходит, что кроме музыки современных бардов и древних мистиков ничего не связывает. Древние сказатели (барды) всегда тонко подходили к своей работе, это был величайший труд, донести слово «в народ» образом, сказкой или мифом так, чтоб оно было понято сердцем и умом даже простолюдин. Это был практически единственный достоверный источник новостей.

В то время церковь и светская жизнь были не разделены, а так же образ жизни, танцы и песнопения. Середина зимы и лета, дни равноденствия считались праздничными. Церковь по религиозным соображениям выдвигает запрет на странствующих бардов, а таких было большинство.

В 813 году на Турском Соборе было решено оградить людей от «бесстыдных лживых актеров и их непристойных представлений». На женщин танцовщиц и на пение «простой поэзии», неким Бишопом из Орлеана было наложено проклятие. В 1209 году Авиньонский Собор заявляет: «Мы постановили, что в канун праздников святых (канун самых крупных религиозных празднований) в церквях не должно быть никаких театральных представлений и танцев, этих неподобающих увеселений, этих сборищ певцов и их мирских песен, побуждающих души слушающих к греху». Женщины и мужчины «трубадуры» начинают яростно возвышать Богоматерь, её божественную мудрость и средневековый гностицизм (женское обличие Бога по древним наставлениям Софии). Уже в середине 14 века, эти общественные деяния практически угасли, но любовь к бардовским традициям оставалась жить.

Позже, все учения и тайны бардов становятся слишком ценными и в связи с этим скрытыми от глаз народа. Их ревностно охраняют, а профессию бард относят к обычному творчеству (песнопевцы, историки, исполнители хвалебных од и празднований). Происходит грубое дробление данного искусства на категории «низших и высших бардов». Высшие имели титулы, пересказывали более тонко суть своего слова, были искушены в профессионализмом и знаниями. Низшие были обычными песнопевцами и именовались просто бардами. Не мало важным был инструмент на котором играл бард, поскольку это тоже определяло высшую или низшую категорию.

sitarБарды могли играть по большей части только на лире, а вот к примеру расподы (один из высших титулов)могли играть еще и на ситаре. В Ирландии поэтами принято было называть олламов, а рассказчиков шаначами. В Индии лучшими менестрелями считали магатхи (в будущем величайший центр Буддизма). Все забытое и попросту утраченное  собиралось по крупицам, но к сожалению целостность народов как «единый организм» сохранить не удалось. Были так же утрачены корни нашей цивилизации со своим фольклором и верованием в высшее. Джозеф Кэмпбел писал: «Существует романтическое представление, что мифы создали люди. Но это не так. Мифы пришли к нам через учителей, шаманов и прорицателей, которые и пересказывали их, и толковали. Такова была цель и задача учеников бардов в древности — вдохнуть новую жизнь и силу в слова и образы наших сказаний и легенд. Такой же она должна стать и для современных бардов. Дети играют в великих и замечательных людей, в их замыслы и стремления, пока по той или иной причине не отказываются от последних и не вырастают обычными мужчинами и женщинами. Все человечество как будто видит одновременно один и тот же сон: каждый из нас и никто в отдельности создали этот сон сцена за сценой.

Древние сказители для того и существуют, чтобы заставить нас вспомнить каким было бы человечество, если бы не боялось, не теряло желания и не спотыкалось о законы природы… В одной потрясающей книге я прочитал, что Адаму было достаточно представить птицу, и она получала жизнь, и что он создал все, чем окружил себя, ничем иным как только силой собственного воображения; и те, кто способен создать корабль из щепки обладают не меньшими божественными привилегиями».

В середине 20 века слову бард придают немного другое значение, в связи с тем, что оно относится теперь не только к гэльскому языку, но и к шотландскому диалекту английского языка. Это приводит к достаточно большим изменениям в ходе истории музыки бардов, теперь их относят к более низшему сословию «бродячий музыкант», судя по всему еще и с пренебрежением. В эпоху романизма, в английской культуре происходит «откат» и барды практически возвращают былую ценность бытования данной песни. Появляется огромное количество институтов бардов, вскоре их воспевают уже известнейшие по тем временам поэты Британии. Сэру Вальтеру Скотту барды тоже пришлись по душе, а так же Шекспиру и Бернсому, которые стояли во главе и были особо любимы.

В СССР был создан КСП (клуб самостоятельной песни), в него могли входить все желающие и соответственно называться бардами. К примеру, Владимир Высоцкий в начале своего творчества был одним из них, хотя себя таковым не считал. Спустя некоторое временя, Высоцкому удалось добиться своего мнения, 13 февраля 1978 года вышел приказ 103 Министерства культуры СССР, согласно которому Владимир Высоцкий удостоился высшей категории  вокалиста-солиста эстрады (записи в аттестационном удостоверении артиста 17114). А после, было официально принято, что Высоцкий «певец-профессионал». О КСП и бардах Высоцкий говорил: «Значит, «Как вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-вашему, — бардовская песня?» Во-первых, я эти два слова впервые слышу — слово «менестрелизм» вот и «бардовская». Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни «бардом», ни «менестрелем». Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких «вечерах» этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых «бардов» и «менестрелей», что я к ним не хочу никакого отношения иметь.»

И немного о дошедших до наших дней бардовских рассказах. 3500г. до н.э. Легенда о Кассиопее. 2000г. до н.э. Китайские сказания о Плеядах. 900г. до н.э. Гомер написал свою Иллиаду и Одиссею. 800 лет назад появляется «Старшая Эдда» прагерманской традиции. 3000 лет назад была написана старая финская сага, Калевала

0
vladimir-vysotskij

Творчество Владмира Высоцкого

Влaдимир Высoцкий нe нуждaeтся в прeдстaвлeнии. Нa дaнный мoмeнт зaписaнo свышe 20 aльбoмoв (нe включaя пирaтскиe), сoздaнo множество фильмoв с учaстиeм Высoцкoгo, нaписaнo нeскoлькo книг. За много лет добросовестной и упорной работы  удалось сплотить коллектив единомышленников-профессионалов....

Рубрика: шансон видео
Просмотров: 0
0
Бернес Марк Наумович

Творчество Бернеса Марка Наумовича

Марк Бернес — Журавли   слова Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля перевод с аварского Наума Гребнева Полный текст песни Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то,...

Рубрика: шансон видео
Просмотров: 0
0
Агранович Евгений

Творчество Евгения Аграновича

ЕВГЕНИЙ АГРАНОВИЧ «Я в весеннем лесу …» Концерт Евгения Даниловича Аграновича состоялся 14 ноября 2009 года в 62 павильоне ВДНХ «Республика песни». Песня из кинофильма «Ошибка резидента». Евгений Агранович выступление на вечере Булата Окуджавы 9...

Рубрика: шансон видео
Просмотров: 0
0
Высоцкий Владимир Семёнович

Владимир Высоцкий

Биография Владимира Высоцкого Владимир Семёнович Высоцкий — советский поэт и актёр,  автор и  исполнитель песен, автор прозаических произведений. Лауреат Государственных премии СССР. Владимир Высоцкий сыграл десятки театральных ролей, в том числе Гамлета, Галилея, Лопахина а...

Просмотров: 0
0
Бернес Марк Наумович

Бернес Марк Наумович

Марк Наумович Бернес на самом деле имел фамилию Нейман, Бернес являлся псевдонимом. Родился двадцать пятого сентября (восьмого октября) тысяча девятьсот одиннадцатого года в городе Нежин, скончался шестнадцатого августа тысяча шестьдесят девятого года в городе Москва...

Просмотров: 0
0
Агранович Евгений

Агранович Евгений Данилович

  Агранович Евгений  рoдился тринaдцaтoгo oктября тысячa дeвятьсoт  вoсeмнaдцaтoгo гoдa в гoрoдe Oрлe. Нo пo oшибкe дoлгиe гoды дaтa рoждeния Аграновича  являлaсь  чeтырнaдцaтoгo нoября тысячa дeвятьсoт дeвятнaдцaтoгo гoдa кaк oфициaльнaя дaтa.  Aгрaнoвич являлся срaзу кaк...

Просмотров: 0
Страница 1 из 11