Лещенко Пётр Константинович

Лещенко Пётр Константинович

Лещенко Пётр Константинович родился в селе Исаево Николаевского района 3 июля 1898 году. Начал учиться в местной сельской школе, с самого детство ходил в церковный хор и приобщался к труду. Его отчим заметил в нём талант к пению и купил ему гитару. Когда ему было шестнадцать лет, он поступил в Кишинёвскую школу прапорщиков, но он был оттуда мобилизирован в румынскую армию и был послан на фронт, на фронте был тяжело ранен и отправлен в госпиталь, там же его застала Октябрьская революция.

После того как Бессарабия отделилась от России в январе 1918 года, он считался эмигрантом. Работал в разных местах помощником соборного регента, столяром, певчим, мыл посуды в ресторанах, работал в кинотеатре и кафе. В 1923 году решил поступить в балетную школу Парижа для профессиональной подготовки. Там же и встретил свою спутницу жизни танцовщицу – балерину Зинаиду Закис она была латышкой, приехавшая из Риги во Францию вместе с хореографическим ансамблем.

После того как летом 1926 года сделали гастрольный выезд по странам Европы так, же Ближнего Востока они стали известными. Спустя некоторое время в 1928 году приехали в Кишинёв. Лещенко в 32 года начал свою сольную карьеру,  после чего обрел, ошеломляющий успех.

Лещенко начал дружить со знаменитым композитором Оскаром Строком – который создавал популярное танго, романсы, фокстроты и песни. Именно ему удалось воссоединить интонацию аргентинского танго с задушевным русским романсом.

Лещенко стал исполнять и записывать самые лучшие произведения знаменитого композитора:  Скажите почему, Синюю рапсодию, Чёрные глаза, и многое другое. Так же Лещенко работал и с другими знаменитыми и талантливыми композиторами,  с Марком Марьяновским — автор Татьяны, Миранды, Насти-ягодки. В Лондоне 1932 году были пленены двое англичан с его вокальными данными и с помощью них, Лещенко записал пару произведений. В 1933 годах переехал в Бухарест на постоянное жительство. В 1935 — 1940 годах начал сотрудничать с фирмами Колумбия и Беллакорд и записывал различные по жанру песни. В 1935 году поехал в Англию там выступил в нескольких ресторанах, в 1938 году ездил в Ригу, в 1940 поехал в Париж…

Все советские граждане у себя дома крутили без конца его радостные и веселые песни, так же танго Лещенко, Никто из советских граждан не подразумевал то, что в песнях был не голос самого Лещенко (Так как все пластинки проходили советскую таможню и изымались, оригиналы были только у сотрудников госбезопасности)

«В Москве послевоенные годы популярность Лещенко Пётра Константиновича шло на вверх были подпольные фирмы по созданию и распространению записанных песен под Лещенко.  Фирмы создавали так называемые Джаз табачников (там же некоторое время работал композитор Борис Фомин) со своим солистом Николаем Макаровым, голос Николая Макарова был почти одинаковый с голосом знаменитого певца.

В короткие сроки были записаны сорок произведений Лещенко,  были записаны и не имевшие к нему никого отношения Журавли. Песни в основном распространялись в Молдавии,  Украине… Один человек из Джаза табачников Сказал по этому  поводу: „Туда везём чемодан пластинок, обратно — чемодан денег…“ Пластинки Лещенко официально не продавались в магазинах, так как не выпускались, а голос Лещенко было слышно почти в каждом доме. Был это оригинал или подделка — поди догадайся».

А  Вертинский его называл ресторанным певцом и к творчеству Петра Лещенко относился пренебрежно.

Однажды в бухарестком ресторане к Лещенко подошел сам Федор Иванович Шаляпин. И всю ночь хозяин пел для своего именитого гостя, и после спросил нравится ли ему его пение. «Да, глупые песенки поете неплохо!» — рассеянно сказал Шаляпин.

В 1941 году началась война с Германией и СССР. Тогда Лещенко был в гастролях в Париже. С большим трудом он смог вернуться обратно в Бухарест, там он продолжил свое творческое пение в своем ресторанчике.

О призыве Петра Лещенко в румынскую армию не раз поднималось, но ему удавалась отклониться от призыва на фронт. Его попытались даже засудить военным трибуналом «за уклонение от призыва». До того как была оккупация Одессы, Лещенко директор одесского оперного театра Селявин предложил выступить с концертом в Одессе. Билеты были распроданы, афиши развесились по городу, когда Одесса была взята немецкими войсками. Тогда концерт перенесли, потому что были проблемы с приездом Петра Лещенко. Сам директор театра добился и выпросил губернаторское разрешение на приезд Лещенко Петр Константинович поехал в Одессу.

Апрель 1942 года он добрался до Одессы которая была оккупирована нацистами, где он провел восхитительный концерт. В одних из своих тренировочных репетиций он встретился с Верой Белоусовой. От своих знакомых музыкантов он разузнал то, что она выступает в кинотеатре и играет на аккордеоне. Лещенко понравилась Вера Белоусова её манеры, её голос и к тому она была очень красивой девушкой. Они познакомились, и Лещенко пригласил её к себе на концерт. Вера Белоусова (31 марта 1925 – 19 декабря 2009) она училось в консерватории. Роман у них развивался очень стремительно и быстро, им даже не мешало разница в возрасте 25 лет.

В апреле 1943 года Петр Лещенко добровольно согласился сделать операцию по удалению аппендикса для того чтобы избежать призыва от румынской армий. После операции Лещенко десять дней лежал в больнице, после этого ему дали отпуск на 25 дней. Как только закончился его отпуск его отправили в штаб пехотного полка в Керчь, Но он туда не поехал, а обратно вернулся в Одессу.

Там он устроился в воинскую артистическую группу. С этой группой он начал петь в румынских воинских частях. В конце 1943 года вынужденно отправили в Керчь, где до марта 1944 был заведующим столовой. В мое 1944 года он развелся со своей первой женой Зинаидой Закис и вступил во второй брак с Верой Белоусовой. В сентябре 1944 Лещенко давал свои концерты в госпиталях, офицерских клубах, гарнизонах в честь освобождения Бухареста от нацистов. Там он пел свои сочиненные патриотические песни про русских девушек – Наташа, Темная ночь, Надя-Надечка и русские популярные песни. С ним вместе пела его новая супруга. В их них концертах присутствовали военачальники — маршалы Конев и Жуков.

В 1944-1945 годах он начал менять свой репертуар и начались звучать грустные песни такие как Сердце мамы, Вечерний звон,  Не уходи, Колокольчик, Бродяга.

Летом 1949 года Лещенко и Вера начали выступать в кинотеатрах и кафе Бухареста. После этого нашли себе работу в новом Театре эстрады.

Лещенко пытался всякими методами вернуться в Советский Союз, ходил в «компетентные органы», обращался самому Сталину и Калинину о том чтобы дали ему советское гражданство. Что он писал в письмах и как обращался, сказать очень трудно, потому что ему говорили что его жена Вера Белоусова считается в СССР предательницей.

Раньше в советские времена Сталина его песни считались как «Пошлым и бессмысленным запятнавшим его репутацию из за сотрудничество с немецко-фашистскими оккупантами». 26 марта 1951 года Лещенко был арестован на своем концерте в Брашове госбезопасностью Румынии по указанию МГБ СССР и отправлен в тюрьму в Бухарест.

5 августа 1952 года Белоусова жена Лещенко была осуждена на 25 лет в лишений свободы в измене Родине. Но в 1953 её освободили из за отсутствие состава преступление. Через несколько лет его жена узнала, что Лещенко стал одним из тысяч строителей Дунайского канала в Румынии и ушел из этой жизни 16 июля 1954 года когда ему было 56 лет от язвы желудка или просто от отравления. Место его захоронение так и не известно.

Лещенко за всю свою жизнь выпустил более 180 пластинок, но до 1988 года ни одна из этих пластинок не было переиздана в СССР. Первую пластинку из серии Поет Пётр Лещенко выпустила фирма Мелодия к 90 – литию рождения певца в 1988 году сразу же заняла первое место в ТАСС.


Биография Пётра Лещенко

Просмотров: 0